Главная
Главная
Главная

Интервью директора нашего клуба Кутырева Евгения Михайловича

ЕВГЕНИЙ КУТЫРЕВ: Я НЕ МЕЧТАТЕЛЬ

Евгению Михайловичу Кутыреву, ветерану воронежского футбола, директору ДФК «Стрела» 3 февраля исполнилось 60 лет. Хорошая цифра для того, чтобы подвести промежуточные итоги: вспомнить прошлое, осмыслить настоящее, наметить планы на будущее. В канун своего Дня рождения юбиляр ответил на вопросы «Игрока». Какой получилась наша беседа, решайте сами.

- Евгений Михайлович, где прошли ваше детство и юность, на какой улице родились, какие предметы любили в школе, была ли любимая учительница?

- Родился я на Чижовке. Среди подростков одно упоминание, что мы с Чижовки, внушало уважение и частенько выручало, когда ты в темное время суток «тусуешься» где-нибудь в ЖИМе или «Карлушах». В школе я любил географию. В одной из четвертей, помню, на спор, не было ни одного дня, чтобы я не поднял руку, и не получил «пятерку». Любимой учительницы не было, нелюбимая - была, наша классная руководительница, кстати, преподаватель географии. Дом-то у меня прямо напротив школы был. Каждую неделю она заходила в гости к моей маме. Но я ей все равно благодарен. Тогда все учителя были строгие, но справедливые.

- Чем занимались в свободное от учебы время, кем хотели стать?

- Все свободное время проводил на улице. Больше любил зиму. Возвращался домой, только когда превращался в сосульку. Летом обычно играли в футбол на любом свободном участке земли. Кем-то стать в детстве, например, космонавтом, не планировал. Просто получал радость от жизни.

- А когда и по чьей инициативе стали серьезно заниматься футболом? В какой спортивной школе занимались, кто был первым тренером? Под чьим руководством еще играли, в каких командах?

- В 1970 году мы с товарищем ехали на трамвае №9 через Вогрессовский мост, и оказались на стадионе авиазавода, который стал для меня впоследствии родным. Первым тренером в группе подготовки при команде «Труд» (Воронеж) стал Борис Александрович Градов, добрейшей души человек. Работали они вместе с Серафимом Алексеевичем Андронниковым, который был антиподом Градова. Это и был тандем моих первых наставников, где Серафим Алексеевич был все-таки лидером. До армии довелось поиграть под руководством Бориса Николаевича Чернышова, благодаря которому была открыта ДЮСШ «Локомотив», где тренером работал Анатолий Николаевич Черезов, о котором не скажет ни одного плохого слова, ни один из его воспитанников. В это же время несколько раз ездил на сборы с командой мастеров «Труд», где главным тренером был Заслуженный тренер Украинской ССР, мастер спорта Василий Александрович Васильев, очень высокого интеллектуального уровня человек. В 1975 году в составе группы подготовки «Труда» мы выиграли «зону» РСФСР в Новороссийске, затем еще три стыковых раунда: два в Москве и один в Ростове-на-Дону и вышли в финал Первенства России, который проходил в Волгодонске. На следующий год играли в 1/2 финала Первенства СССР в Мукачево. Нашими соперниками были ЦСКА, «Динамо» (Минск), «Динамо» (Тбилиси), луганская «Заря» и литовский «Жальгирис».С первыми двумя командами, которые поделили 1-2 место, мы сыграли вничью, после чего тренер ЦСКА Альберт Шестернев увез в Москву Александра Манохина, а Николай Анненков заиграл в «основе» липецкого «Металлурга». Что касается меня, то в 1975 году Николай Козьяков порекомендовал Ивану Варламову, тренеру юношеской сборной РСФСР обратить на меня внимание, и я был приглашен на сборы в Грозный. Но там я получил травму, и как-то что-то не сложилось.

- Евгений Михайлович, довелось ли вам в юности, молодости или зрелом возрасте сыграть с кем-нибудь из известных футболистов?

- Когда надо было играть в футбол, я поигрывал на гитаре, о чем я не то, чтобы жалею, просто говорю, как о факте. Когда другие усиленно тренировались, я занимался делами, несовместимыми с Большим футболом. Чтобы это совместить, надо иметь недюжинное здоровье, такое, например, как у Сергея Крестененко или Геннадия Смирнова. Их не так много, таких самородков. В юности я воспитывался вместе с Николаем Васильевым, который забил в играх ща московское «Торпедо» около 50 голов, и Юрием Чеботаревым, игравшим в краснодарской «Кубани». Первый родился уже футболистом, он обладал пушечным ударом с обеих ног. Второй не выделялся даже среди своих сверстников, но благодаря фанатизму и уму, всю жизнь играл в «вышке», а затем судил матчи на международном уровне. С Александром Бородюком провел полгода тренировок в воронежском «Буране» под руководством первого выпускника ВШТ Юрия Николаевича Литвинова. Он после практики привил нам голландскую систему подготовки, модную в то время. И из этой «золушки» прямо на глазах стал расти будущий король. Вот, что значить труд и цель. Это наглядный пример, в который не хотят верить многие наши молодые футболисты. С Валерием Шмаровым впервые пересекся в 1981 году, на Зимнем Первенстве Воронежа. Он «потянул носочек», и метров с 20-ти положил мяч в девятку наших ворот. А каким выдающимся мастером он стал впоследствии, вы знаете сами.

- Встречи с кем остались в вашей памяти, научили вас мудрости, заставили о чем-то задуматься, возможно, заставили пересмотреть свое отношение к жизни?

- Ну, это и первые футбольные наставники, и руководители группы Т-2 в техникуме, Юрий Федорович Бобылев, который пытался направить мой юношеский задор в нужное направление. Это и мои армейские командиры. А в зрелом возрасте состоялась судьбоносная встреча с Юрием Васильевичем Часовских, который направил мой «дрейфующий корабль» в совершенно другом, нужном направлении.

- Что вас связало со стадионом «Стрела», с «Мараканой», вы ведь столько неразлучны с ним?

- Ну, во-первых, в конце 80-х годов я играл за «Стрелу» в первенстве Воронежской области, где у меня было много знакомых и друзей, а тренером был Александр Федорович Малюкин, настоящий футболист с большой буквы. Во-вторых, жил я тогда в районе улицы Торпедо. В-третьих, только сейчас понимаю, что «Маракана», как стадион называли любители футбола, стала центром футбольной жизни района. А тогда мне надо было просто играть в футбол вместе со своими дорогими ветеранами и где-то учить играть в футбол детей.

- А как, и с чьей помощью создавался ДФК «Стрела»?

- В «Стреле» играли ветераны: Владимир Соколов, Виктор Болдырев, Олег Титов. Они-то и подтолкнули к созданию Детского футбольного клуба «Стрела».  Через забор со стадионом находится интернат. На тот момент его директором был Кабанов. Мы с ним переговорили, быстро нашли общий язык, определили векторы развития. Успели посадить за парты три класса. Все закружилось, закипело, ведь были созданы все условия для успешного развития. Но тогда, чтобы узаконить наличие спортивных классов, необходимо было внести изменения в Устав. Этого сделано не было. Директора часто менялись, и через четыре года нас постепенно выдавили. Огромную помощь в реконструкцию классных помещений и комнат отдыха, а также укладки искусственного поля на территории колледжа-интернатапри непосредственном участии Рудольфа Александровича Ходеева внесли ветераны Александр Григоров и Александр Глушанков. Я так же получал постоянную поддержку еще одного нашего футболиста-ветерана Виктора Мещерякова, для которого «Стрела» стала вторым домом.

Ну, а цель у нас одна: работать до тех пор, пока наши воспитанники не  на уровне Премьер-лиги. Или второй - каждому свое.

- Одно время работала пирамида: юноши, взрослые, ветераны. Скажите несколько слов об этом.

- Пирамида есть, но другая: ветераны, юноши, взрослые. Ветераны - поставщики тренерских кадров. Они сейчас играют больше для общения - результат отошел на второй план. У юношей будет передислокация: старшие юноши должны играть в сборных, идти по пути объединения с другими коллективами. В наших условиях, когда лучшие футболисты Воронежу не нужны и уезжают в другие города, по-другому сделать результат просто невозможно. Ну, а главное - уделить пристальное внимание набору и отбору юных талантов. Здесь все наши детские клубы и спортивные школы работают на опережение и правильно делают. Для взрослых главное - игровая практика, Поэтому они должны играть, и не обязательно в «Стреле».

- Евгений Михайлович, каких успехов вы добились в футболе сами, и каких успехов достигли детские, юношеские, взрослые и ветеранские команды. А также скажите несколько слов о юных воспитанниках ДФК «Стрела».

- Я начал мало-мальски разбираться в футболе только в ветеранах, поиграв рядом с Оганезом Мхитаряном, Валерием Шмаровым, Владимиром Соколовым, Андреем Карпенко. Все мои успехи связаны только с этой командой, я так считаю. Ветераны «Стрелы» семь раз подряд выигрывали Чемпионат Воронежской области, а успех заключается в том, что  играем мы исключительно за честь клуба, без денежных знаков, и поэтому рекорд будет вечным. Здесь, наверное, главная моя победа.

Что касается детей и взрослых, главный успех заключается в том, что с нами начали считаться все.  Мы не позволяем никому из соперников расслабиться. Этот факт мы воспринимаем с пониманием и удовлетворением. Оттого и все матчи с участием «Стрелы», будь то детские или ветеранские команды, проходят в бескомпромиссной борьбе.

Что касается наших воспитанников, то первой ласточкой стал А Долгов, парень 1998 г.р., заключивший контракт с известным российским клубом. У нас появился неплохой стимул для дальнейшей работы, хотя труд этот и неблагодарный, если учесть, что некоторые родители наших воспитанников стараются откреститься от тех, кто научил их чад ходить.

А вообще с момента открытия в 2007 году ДФК «Стрела» по разным «Академиям» страны у нас разобрали около пятнадцати футболистов. Очень надеемся на кандидата в сборную России U-18 Никиту Сапрунова («Рубин», Казань), на которого, к большому сожалению, обрушилась череда травм. Леонид Футцев играет в «Ладе» (Тольятти). Он на контракте там уже два года.

- Расскажите, пожалуйста, как воплощалась в жизнь идея строительства надувного манежа.

- Идея строительства манежа принадлежит отцу нашего футболиста - А А Дмитриеву. Именно он уложил сначала новый искусственный ковер размером 60х30 метров, а потом запустил проект манежа. В какой-то момент все застопорилось, но нашелся очень смелый и решительный человек, который воплотил в жизнь этот чудо-проект. Имя его - Мустагим-Оглы Магеррамов. Дети, ветераны, и все любители футбола должны благодарить именно его. Я это очень ценю, и никогда не забуду.

 - Какие планы строите на ближайшую перспективу?

- Мир не стоит на месте. Планы большие, времени мало. В ближайшие пять лет пройдет реконструкция стадиона. Планируем укладку искусственного газона последнего поколения.

- Что для вас является самым важным в жизни?

- Самого главного нет. Это и семья, и здоровье, и удача. Все, как и в футболе, состоит из нюансов. И еще бы сказал: делать в жизни меньше ошибок, это тоже  очень важно.

- Евгений Михайлович, если бы была возможность вернуться назад, что изменили бы в своей жизни?

- Не пошел бы в Железнодорожный техникум. Из-за него мой жизненный сценарий сложился не так, как я бы хотел. Тем более в свое время Борис Николаевич Чернышов предлагал помочь при поступлении в Педагогический институт, но нужно было «сменить флаг». Меня даже вызвал к себе Кузнецов, он тогда был председателем горспорткомитета, и спросил: «Где ты будешь все-таки играть, у Андронникова или у Чернышова»? Дело было перед зональным турниром Первенства России. Ну, не мог я предать своих, и остался в группе подготовки «Труда», а не в ДЮСШ «Локомотив». Но позже они вылетели, а мы дошли до полуфинала Первенства СССР уже одной командой, но под флагом «Труда».

- Какие ваши мечты сбылись, какие нет?

- Я не мечтатель. Живу ото дня ко дню. Главное, есть крыша над головой, где тебя любят и ждут.

- Часто ли вам приходилось серьезно рисковать? Вы вообще человек рисковый или рассудительный?

- Приходилось, но обходилось. Был рисковый, сейчас просчитываю ситуацию. Кажется, у меня есть какое-то чутье, предвидение того, что может случиться, пока оно не подводило. Я очень долго вкладывался в стадион, поддерживая его в рабочем состоянии, не получая никакой прибыли, и так продолжалось около 15 лет. Были возможности просто продать землю, но я точно знал, что пройдет время, и все заработает. Потому, что без спорта и футбола не бывает. Он будет востребован всегда.

 - Самый лучший подарок в жизни, который вам когда-либо дарили.

- Самый лучший подарок, который я получил в жизни - это моя любимая жена Ирина, которая ни разу в жизни не повысила на меня голос. А ведь мы живем - не шикуем. А я столько отрывал от семьи…и все ради футбола.

Евгений Михайлович, еще раз поздравляем вас с юбилеем и присоединяемся к многочисленным самым добрым пожеланиям в ваш адрес. Всего вам самого-самого…

Евгений МАРТЫНОВ.